- Вертикальные лечебные сады - https://verticalsad.ru -

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Дорогие собеседники, напоминаю основные теоремы и аксиомы по построению композиции. Все это важно при создании вертикального сада

1.Фитодизайн (от греч. phyton — растение и англ. design — проектировать, конструировать) — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения домов и офисов, и создание зимних садов.
Поэтому можно выделить фитодизайн интерьера (зимнего сада), фитодизайн офиса и фитодизайн дома. Они будут различаться используемыми растениями, а также в зависимости от окружающих условий: температуры, влажности, освещенности. Некоторые выделяют отдельно фитодизайн балконов и лоджий.

Понятие “фитодизайн” появилось в прошлом веке и еще не успело войти в классические словари русского языка. Тем не менее, художественным проектированием облика интерьеров с использованием растений люди занимаются уже многие века. Фитодизайн – новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в ХХ веке и направленной на украшение различных предметов интерьера природными (растительными) материалами.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [1]Есть несколько причин, по которым люди задумываются о фитодизайне интерьера. Многие хотят улучшить экологическую обстановку в помещении. Сделать более благоприятную атмосферу в помещении для работы и отдыха. Большую роль играет эстетическая функция озеленения и фитодизайна интерьера. Цветы и композиции придают особую красоту и изысканность любому помещению.

В фитодизайне часто применяется вертикальное озеленение, различные вьющиеся растения. Но конечно в первую очередь, растения для фитодизайна подбираются по размерам помещения, по освещенности и по климатическим факторам. Если вы планируете заниматься фитодизайном самостоятельно, то советую вам посетить курсы фитодизайна.

2.Создание вертикальных садов получило развитие в 60-ые годы 20 века и связано, прежде всего, с именем Патрика Бланка. Думаю, что его работы – основное пособие для дизайнера вертикальных садов. Даю ссылку на его сайт, где представлены все его работы. http://www.verticalgardenpatrickblanc.com/#/en/projects/typological [2]

3.Напомню некоторые основные правила- базовые правила композиции, которые необходимо учитывать, создавая проект вертикального сада.

1. Закон пропорции. Деление на равные (состояние покоя – статика) и неравные (динамика)  части.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [3] Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [4]

2.Закон пропорциональности. Соразмерность частей к целому и одной части к другой. Правило золотого сечения (1:2:3:5:8:13:21), правило египетского треугольника. Эталон – пропорции человека. Критерии – удобство и эстетика. Закон треугольника

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как 3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части (рис. 1). Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.

Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».

Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции 8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими (фото 3). Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [5]

Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.

Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.

Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.

3.Закон соподчинения, или доминанты. Выделение из окружающей среды одного или нескольких элементов. Предметы одинаковые по размеру, форме, цвету, имеют тенденцию к зрительному объеденению.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [6]

4.Закон контраста. Контрастные элементы усиливают качества друг друга, подобные – сглаживают качества друг друга.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [7]

5. Закон простоты. Максимальная убедительность и выразительность добивается минимальными деталями и средствами. Композиция из 5-7 элементов – наш глаз не воспринимает более 9 элементов. Глаз не терпит прямых и долгих линий. Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о вертикальном саде то, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [8]

4. Гармония – стройность, соразмерность. Признаки :

-выразительность (индивидуальный неповторимый характер)

-целостность – взаимосвязь и влияние друг на друга

– уравновешенность (лево-право, верх-низ)

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [9]

5. Средства и свойства создания гармонической композиции

– Доминанта, как правило, в контрасте с другими элементами композиции. Можно выделить по величине, центральному положению, контрастному, или более насыщенному цвету, более массивной форме. В композиции могут присутствовать 2 доминанты, но одна всегда подчиняется другой.

– Статика и динамика. Статика характеризуется отсутствием движения (взгляд застывает) Формы – куб, параллелограмм, лежащие на большей плоскости, пирамида. Динамика – присутствие зрительного движения (элементы воспринимаются в определенной последовательности). Шар. Статика и динамика бывают уравновешены и неуравновешенны.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [10]Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [11]

Симметрия, ассиметрия

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [12]

Контраст и ньюанс. Контраст повышает выразительность композиции. Это резкое отличие элемента по характеристике – по цвету, по форме, по фактуре,по пластике поверхности. Нюанс – последовательный переход от одного свойства к другому (по тем же составляющим). Если ньюанс усилить – он перейдет в контраст, если ослабить, он станет подобием, или тождеством. Важную роль в создании фитокомпозиции играет сочетание цветов и оттенков, которое может подбираться по гармоническому или контрастному принципу. При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Для этого необходимо иметь большой спектр видов растений, так как цветовая гамма, например от серебристо-зеленого до темно-коричневого, требует достаточного количества полутонов. Но гармоническая композиция может быть составлена и из 3—4-х видов или разновидностей растений, близких по цвету.

Возможности контрастных композиций значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основной фон композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями или причудливым силуэтом. Выразительные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном лиственно-декоративных растений. Эффект контрастности можно усилить во много раз, сочетая в композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры различных органов растений (гладкие глянцевитые листья фикуса, монстеры, аспидистры, бархатисто-опушенные листья глоксиний и сенполий,складчато-гофрированные листья куркулиго, усеянные колючками и волосками стебли кактусов и т. д.) создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [13]Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [14]

– Метрические и ритмические ряды. Метрический ряд – повторение , или чередование элементов (орнамент простой, бусы)). Метрический ряд при большой протяженности выглядит монотонно. Для устранения этого существуют следующие способы : разделение сплошного ряда на интервалы, сочетание нескольких ритмических рядов разного построения, выделение в ряд групп и установка между ними разряда, оживление ряда за счет включения в него акцентов, изменение свойств повторяющихся элементов. Ритм – порядок, основанный на последовательном, закономерном изменении свойств элемента. Ритмический ряд – не мене 5,6 элементов, он подчиняется прогрессиям, математическим, или эстетическим. Изменения происходят по размерам, по промежуткам, по форме, по тону, по положению в пространстве, по пластике формы.Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [15]

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов [16]6. Фон. Фон для композиции является важным элементом, от которого во многом зависит ее декоративный эффект. Удачно выбранный, он подчеркивает красоту каждого растения и всей совокупности в целом. В то же время даже самая высокохудожественная композиция может «потеряться» на фоне, не соответствующем ее структуре и цветовым сочетаниям. Для ярких контрастных композиций необходим спокойный нейтральный фон, а растения с крупными темно-зелеными листьями отчетливо выделяются даже на достаточно пестрых мозаичных стенах. Хорошим фоном являются поверхности из природного камня, особенно когда они сочетаются с бассейном или аквариумом. На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

7. Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже существующим интерьером