Благотворительность в ландшафте. О Фонде садовой терапии “САД В ГОРОДЕ”

Автор:  Катерина Никитина

Расскажу-ка я о Фонде.

Фонд садовой терапии и создания развивающей экосреды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «САД В ГОРОДЕ» разрабатывает и реализует индивидуальные программы садовой терапии для людей разных возрастов, с различными заболеваниями и ограничениями дееспособности, озеленяет и благоустраивает территории больниц, детских домов и интернатов, домов престарелых, школ, детских садов за счет привлеченных ресурсов и посильного труда проживающих, проходящих реабилитацию или обучающихся на этих территориях людей.

Мы стараемся работать так, чтобы сотрудничать с нами было и увлекательно, и полезно. Объединяем бизнес, учебные заведения, людей – студентов, дизайнеров, педагогов, терапевтов. Одни дают нам растения, другие – личное время и знания, третьи помогают деньгами, четвертые – .  А вот почему они это делают, сегодня попробую ответить я.

Дизайнеры (в том числе студенты) приходят за садоводческой практикой и чтобы создать себе интересное портфолио. Для этого мы совместили дизайнера и менеджера социального проекта, получив социально ориентированных дизайнеров. Бывает, что человек хочет и может сделать пусть маленький, но Сад (садик), но кто ж ему даст? Молод, неопытен, в портфолио только учебные работы и пара фоток с групповой посадки тагетеса на подготовке очередного фестиваля цветников. Да еще и в последнее время заморозили множество частных строек и маленькие лд-фирмочки испарились, перестав набирать на работу таких вот молодых да ранних.

В Фонде есть возможность взять в разработку часть территории детского дома, интерната, больницы и учитывая специфику места создать Проект. С воплощением. Воплотится он при условии, что дизайнер возьмет на себя привлечение волонтеров, готовых работать на этом объекте (т.е. станет бригадиром) и прочие менеджерские функции. Фонд распространяет информацию о необходимом посадочном материале в фирмы-партнеры и содействует в привлечении средств на проект. Еще одно необходимое условие – в проект включен сад терапии, и в терапевтических занятиях в нем дизайнер должен участвовать трижды после того, как строительство будет завершено. Дальнейшее сотрудничество с  Фондом – по желанию. Разумеется, нам интересно рассказать о своих проектах и дизайнерах, т.е. бонусом к реализованному проекту идет реклама. Все работы ведутся под руководством опытных дизайнеров, строителей, ботаников, мы проводим экспертизу проектов молодых дизайнеров и прибегаем к консультациям старших коллег.

Психологи, педагоги, эрготерапевты и др.  – приходят за интересной практикой в своей области.

Учебные заведения всегда заинтересованы в новых возможностях для своих учеников, в новых партнерах и рады участвовать в мероприятиях, вызывающих общественный резонанс.

Питомники растений – всегда рады красиво избавиться от непроданных излишков продукции, а уж если за это можно получить рекламу…

Остальной ландшафтный (и не только) бизнес и так часто помогает детским домам, больницам и пр., поэтому с радостью делает то же самое, встраиваясь в программы Фонда и тем самым увеличивая эффективность своей помощи. Сравните – пришел добрый богатый дядя, озеленил угол в детском доме и ушел. Или дядя те же растения отдал Фонду, Фонд их высадил не абы как, а согласно программам сенсорной интеграции, знаниям о цветотерапии, лекарственных свойствах и прочих нюансах садовой терапии, при этом в садовых работах участвуют и дети-сироты/пациенты больниц/люди, нуждающиеся в определенной программе реабилитации, т.е. тут на лицо уже и трудотерапия, и социальная адаптация… А когда дети из детдома еще и сами пытаются придумать, как эти растения разместить, творить начинают? Всю эту работу обеспечивают кураторы проектов – ландшафтные дизайнеры, психологи, социальные работники, волонтеры. Занятия по садовой терапии проходят регулярно, потому что это уже не вопрос свободного времени благотворителя, а профессиональная обязанность сотрудников Фонда.

Вспомните и о том, какую роль в формировании детского характера играет постоянная жалость и халява, когда ребенок начинает понимать, что все его, сиротинку и бедняжку хворую, жалеют, изо всех-то он может веревки вить и клянчить все, что ему захочется, заглядывая грустными глазами в глаза добренького взрослого, заскочившего на часик в детский дом… Эти самые дети, к слову, вместо того, чтобы работать, в будущем сидят на социальных пособиях, доходящих до нескольких десятков тысяч, пока окончательно не атрофируются их профессиональные навыки и характер, вкупе с устремлениями, не превратится в бесформенный серый комок. Именно это происходит, если в конце благотворительной истории стоит подарок, будь то озеленение территории, мячик или одежда. Внимание! В конце должно стоять самосознание и самоуважение того, кто эту помощь получает. Человек должен ощутить не бедность свою, не болезнь, а силу и возможности, тогда, может быть, возникнет и желание не взять, а отдать. Отдать тому, кому нужнее, кому еще тяжелее. И в идеале цепочка эта бесконечна… А развить свои способности и веру в собственные силы помогут только регулярные занятия и использование ресурсов благотворителя как материала для творчества и учебы.

Сравнили? Вот…

Есть ли время у бизнесмена заниматься подобными программами? Если он действительно руководит бизнесом, приносящим ощутимый доход, то нет. Пусть каждый делает свое дело. Благотворительность и социальное проектирование – профессия, и требует не меньше времени, чем любая другая. А предприниматель, который хочет и может жертвовать на доброе дело благодаря своему таланту зарабатывать деньги – настоящая находка для общества, и не надо ему грузиться заботами о том, КАК лучше помочь. Мы уже продумали это.

Моральное удовлетворение от любви к своему делу и ЭФФЕКТИВНОЙ помощи окружающим даже не обсуждается.

Также Фонд проводит профессиональную ориентацию и начальное обучение воспитанников детских домов, интернатов и др. в сфере ландшафтного дизайна, а также содействует трудоустройству (в сфере благоустройства, флористики). Первичные знания и практика приобретаются на программах садовой терапии, в дальнейшем возможно направление на стажировку в компании-партнеры Фонда либо работа в Фонде.

Все работы ведутся под руководством профессиональных ландшафтных дизайнеров, ботаников, педагогов.

Фонд является некоммерческой организацией и заинтересован в новых партнерах.

Направления работы Фонда:

Реабилитация и социальная адаптация инвалидов. Создание площадок садовой терапии – адаптированной среды для людей с ограниченными возможностями. Разработанные Фондом площадки учитывают потребности разнообразных групп инвалидов («колясочники», «опорники», инвалиды по зрению, по слуху, умственно отсталые и др.), что позволяет всем без исключения заниматься садоводством. Соответствующим образом спроектированный, сад терапии не создает никаких физических барьеров в садоводстве.

Сегодня садовая терапия признана как практический и действенный способ влияния на самочувствие людей, за рубежом сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами.

Терапевтические, реабилитационные и образовательные дисциплины используют садоводство и другие виды деятельности на природе как мотивационный инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Польза садовой терапии может быть видна в четырех областях – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической (физическое развитие или реабилитация).

Работа с детьми группы риска (дети-сироты, дети из неполных семей). Наличие у ребенка проектной культуры обеспечивает ему более высокие возможности в вопросах социализации, встречи с трудностями, принятия жизненно важных решений. Необходимость развития проектной культуры особенно актуально для детей группы риска: детей из неблагополучных семей, детей-сирот. Способность ставить цели, создавать сценарии развития, анализировать результаты собственной деятельности – важные механизмы адаптации и являются стержневыми компонентами социальной компетентности подростка.

При этом научно подтверждено позитивное влияние природы на развитие и образование ребенка. Данные представления получили развитие в теории и практике садовой терапии. Садовая терапия – это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека. Это дисциплина, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии. Садовая терапия помогает ребенку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.

Удачным способом сочетания эффектов садовой терапии и задач по развитию проектной культуры является создание условий по включению детей в организованную деятельность по созданию цветочных ландшафтных композиций.

Содействие в образовании и трудоустройстве в сфере озеленения и благоустройства для детей-сирот, детей из неполных семей, инвалидов.

Поддержка благотворительных инициатив коммерческих структур, разработка и сопровождение социальных проектов бизнеса.

Если Вы дочитали до конца, Вы – герой! :)))

Оцените статью
Вертикальные лечебные сады
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Diana

    Какая замечательная и благородная идея! Вы меня вдохновили на подобную деятельность и ее популяризацию в моем городе, в моей стране!

    Ответить
    1. Наталия Багаева автор

      Диана, очень рада, что наших единомышленников стало больше

      Ответить