Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Фитодизайн

Дорогие собеседники, напоминаю основные теоремы и аксиомы по построению композиции. Все это важно при создании вертикального сада

1.Фитодизайн (от греч. phyton — растение и англ. design — проектировать, конструировать) — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения домов и офисов, и создание зимних садов.
Поэтому можно выделить фитодизайн интерьера (зимнего сада), фитодизайн офиса и фитодизайн дома. Они будут различаться используемыми растениями, а также в зависимости от окружающих условий: температуры, влажности, освещенности. Некоторые выделяют отдельно фитодизайн балконов и лоджий.

Понятие “фитодизайн” появилось в прошлом веке и еще не успело войти в классические словари русского языка. Тем не менее, художественным проектированием облика интерьеров с использованием растений люди занимаются уже многие века. Фитодизайн – новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в ХХ веке и направленной на украшение различных предметов интерьера природными (растительными) материалами.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садовЕсть несколько причин, по которым люди задумываются о фитодизайне интерьера. Многие хотят улучшить экологическую обстановку в помещении. Сделать более благоприятную атмосферу в помещении для работы и отдыха. Большую роль играет эстетическая функция озеленения и фитодизайна интерьера. Цветы и композиции придают особую красоту и изысканность любому помещению.

В фитодизайне часто применяется вертикальное озеленение, различные вьющиеся растения. Но конечно в первую очередь, растения для фитодизайна подбираются по размерам помещения, по освещенности и по климатическим факторам. Если вы планируете заниматься фитодизайном самостоятельно, то советую вам посетить курсы фитодизайна.

2.Создание вертикальных садов получило развитие в 60-ые годы 20 века и связано, прежде всего, с именем Патрика Бланка. Думаю, что его работы – основное пособие для дизайнера вертикальных садов. Даю ссылку на его сайт, где представлены все его работы. http://www.verticalgardenpatrickblanc.com/#/en/projects/typological

3.Напомню некоторые основные правила- базовые правила композиции, которые необходимо учитывать, создавая проект вертикального сада.

1. Закон пропорции. Деление на равные (состояние покоя – статика) и неравные (динамика)  части.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

2.Закон пропорциональности. Соразмерность частей к целому и одной части к другой. Правило золотого сечения (1:2:3:5:8:13:21), правило египетского треугольника. Эталон – пропорции человека. Критерии – удобство и эстетика. Закон треугольника

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как 3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части (рис. 1). Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.

Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».

Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции 8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими (фото 3). Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.

Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.

Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.

3.Закон соподчинения, или доминанты. Выделение из окружающей среды одного или нескольких элементов. Предметы одинаковые по размеру, форме, цвету, имеют тенденцию к зрительному объеденению.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

4.Закон контраста. Контрастные элементы усиливают качества друг друга, подобные – сглаживают качества друг друга.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

5. Закон простоты. Максимальная убедительность и выразительность добивается минимальными деталями и средствами. Композиция из 5-7 элементов – наш глаз не воспринимает более 9 элементов. Глаз не терпит прямых и долгих линий. Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о вертикальном саде то, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

4. Гармония – стройность, соразмерность. Признаки :

-выразительность (индивидуальный неповторимый характер)

-целостность – взаимосвязь и влияние друг на друга

– уравновешенность (лево-право, верх-низ)

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

5. Средства и свойства создания гармонической композиции

– Доминанта, как правило, в контрасте с другими элементами композиции. Можно выделить по величине, центральному положению, контрастному, или более насыщенному цвету, более массивной форме. В композиции могут присутствовать 2 доминанты, но одна всегда подчиняется другой.

– Статика и динамика. Статика характеризуется отсутствием движения (взгляд застывает) Формы – куб, параллелограмм, лежащие на большей плоскости, пирамида. Динамика – присутствие зрительного движения (элементы воспринимаются в определенной последовательности). Шар. Статика и динамика бывают уравновешены и неуравновешенны.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садовНесколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Симметрия, ассиметрия

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Контраст и ньюанс. Контраст повышает выразительность композиции. Это резкое отличие элемента по характеристике – по цвету, по форме, по фактуре,по пластике поверхности. Нюанс – последовательный переход от одного свойства к другому (по тем же составляющим). Если ньюанс усилить – он перейдет в контраст, если ослабить, он станет подобием, или тождеством. Важную роль в создании фитокомпозиции играет сочетание цветов и оттенков, которое может подбираться по гармоническому или контрастному принципу. При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Для этого необходимо иметь большой спектр видов растений, так как цветовая гамма, например от серебристо-зеленого до темно-коричневого, требует достаточного количества полутонов. Но гармоническая композиция может быть составлена и из 3—4-х видов или разновидностей растений, близких по цвету.

Возможности контрастных композиций значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основной фон композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями или причудливым силуэтом. Выразительные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном лиственно-декоративных растений. Эффект контрастности можно усилить во много раз, сочетая в композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры различных органов растений (гладкие глянцевитые листья фикуса, монстеры, аспидистры, бархатисто-опушенные листья глоксиний и сенполий,складчато-гофрированные листья куркулиго, усеянные колючками и волосками стебли кактусов и т. д.) создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта.

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садовНесколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

– Метрические и ритмические ряды. Метрический ряд – повторение , или чередование элементов (орнамент простой, бусы)). Метрический ряд при большой протяженности выглядит монотонно. Для устранения этого существуют следующие способы : разделение сплошного ряда на интервалы, сочетание нескольких ритмических рядов разного построения, выделение в ряд групп и установка между ними разряда, оживление ряда за счет включения в него акцентов, изменение свойств повторяющихся элементов. Ритм – порядок, основанный на последовательном, закономерном изменении свойств элемента. Ритмический ряд – не мене 5,6 элементов, он подчиняется прогрессиям, математическим, или эстетическим. Изменения происходят по размерам, по промежуткам, по форме, по тону, по положению в пространстве, по пластике формы.Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов

Несколько напоминаний о законах композиции для создателей вертикальных садов6. Фон. Фон для композиции является важным элементом, от которого во многом зависит ее декоративный эффект. Удачно выбранный, он подчеркивает красоту каждого растения и всей совокупности в целом. В то же время даже самая высокохудожественная композиция может «потеряться» на фоне, не соответствующем ее структуре и цветовым сочетаниям. Для ярких контрастных композиций необходим спокойный нейтральный фон, а растения с крупными темно-зелеными листьями отчетливо выделяются даже на достаточно пестрых мозаичных стенах. Хорошим фоном являются поверхности из природного камня, особенно когда они сочетаются с бассейном или аквариумом. На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

7. Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже существующим интерьером

Оцените статью
Вертикальные лечебные сады
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.