Что такое фандрайзинг? автор статьи
Это часто употребляемое слово в третьем секторе (сектор НКО), которое иногда несет разное значение для разных людей и их организаций. Известны десятки определений фандрайзинга. Мы хотим предложить Вам наиболее, на наш взгляд, удачное:
Фандрайзинг – это искусство добиваться того, чтобы люди давали вам то, что вы хотите, где хотите и когда хотите для достижения поставленной вами цели.
Давайте разберем это определение.
Добиваться того, чтобы люди давали вам то, что вы хотите
Просить чего-то всегда считалось самым трудным делом, но этот простой человеческий инстинкт проходит через весь фандрайзинг. Многие начинающие фандрайзеры на первых порах испытывают определенную неловкость. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, что вы не попрошайки, вы ПРЕДСТАВИТЕЛИ обездоленных людей: сирот и инвалидов, вынужденных переселенцев и неизлечимо больных.… Всех тех, кто по целому ряду причин не может обеспечить себе достойное существование. Вы их полномочные представители. Вы – Дипломатическая миссия нуждающихся в стране благополучных.
Вам необходимо знать, что вы хотите, и чем конкретнее будет ваша просьба, тем больше у вас шансов на успех.
Весь фандрайзинг заключается в получении:
– Времени
– Денег
– Товаров (даров)
Основное – люди всегда дают людям, а следовательно, фандрайзинг имеет дело с людьми.
Процесс просьбы основывается на правильном сочетании трех элементов, и сила каждого элемента будет зависеть от ситуации:
– Побудительные мотивы
– Вы и ваши личностные качества
– Ваш опыт и знание техники фандрайзинга
Где хотите и когда хотите
Это определяется потребностями дела и методом, который вы хотите использовать. Каждый метод в фандрайзинге имеет свои плюсы и минусы, стоимость и риск, требует больше или меньше времени. Для эффективной работы фандрайзинга все это должно быть должным образом учтено.
Для достижения поставленной вами цели
Цель – это ядро вашей деятельности. Это то, что побуждает вас к действию. Это причина, которая заставляет вас собирать средства и, таким образом, должна все время руководить вашим фандрайзингом. Если вы сами убеждены в необходимости реализации того, или иного проекта, если вы верите в его необходимость для нуждающихся, то велика вероятность, что и другие почувствуют то же самое и захотят помочь вам.
Как фандрайзер, вы должны являться стимулом для других людей. Возможно, многие из них в последствии станут донорами вашей организации. Ваша деятельность должна дать им возможность возвысить свои стремления, пересмотреть жизненные цели.
Когда люди слышат слово “фандрайзинг”, они немедленно думают о деньгах. На самом деле это не так. Очень часто деньги нужны не сами по себе, а для закупки необходимых товаров, или привлечения специалистов. Так обратитесь к «правильным» людям с «правильной» просьбой и вы с меньшими усилиями получите многое из того, что вам нужно.
Нельзя ни в коем случае забывать, что фандрайзинг, прежде всего, связан не с поиском денег, товаров или услуг, а с поиском поддержки определенного дела. Фандрайзеры никогда не должны выпускать из виду дело и причину, ради которых они работают.
Подумайте, какие причины побуждают вас заняться благотворительностью вообще, или сбором средств для какой-то потребности, в частности? Практика показывает, что, как правило, причина не одна. Обычно, мотивацией для благотворительности выступают одновременно три-четыре причины. Это может быть самоуважение, сострадание к конкретной категории людей, экономические причины, желание изменить в лучшую сторону свой социальный имидж и т.д. и т.п.
Работая с донорами, постарайтесь показать им все возможные плюсы и, скорее всего, вы не уйдете от них с пустыми руками.