- Вертикальные лечебные сады - https://verticalsad.ru -

Экоустойчивая архитектура

Взято с сайта http://rsabc.ru/

КАК ПРИМИРИТЬ ЭКОНОМИКУ И ЭКОЛОГИЮ

 

Начиная с века Просвещения европейская цивилизация развивалась в соответствии с философиейРене Декарта. Картезианское отношение к миру было научным. Появилось понятие “прогресс”,которое подразумевало постоянное улучшение качества жизни за счёт развития технологий. Природа рассматривалась как ресурс, эксплуатация которого принесет материальный комфорт человеку. Однако уже в то далекое время прозвучали голоса в защиту более разумного подхода во взаимоотношениях с природой. Позднее, в Х1Х веке лирический гимн природе Генри Дэвида Торо“Жизнь в лесах” часто принимают за манифест и начало экологического движения. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт под воздействием работы Генри Торо разработал концепцию “органической” архитектуры. Он полагал, что дом рождается как живой организм – от встречи Духа места и Нужд жителей. Райт в архитектуре опирался на научный, художественный и философский подходы, на восстановление гармонии между природой и человеком. Эта тема стала главной в философииРудольфа Штайнера, которая еще опиралась на взгляды Иоганна Вольфганга фон Гете. Антропософия имеет много последователей, начиная с конца Х1Х века вплоть до наших дней. Она повлияла на педагогов и медиков, на аграриев и архитекторов… В то время возникло несколько движений в противовес индустриализации  строительства и образа жизни. В ХХ веке Алвар Аалточасто призывал уважать “маленького человека” и всегда воевал со стандартизацией в архитектуре, считая, что это уменьшает её человечность.

Начало экоустойчивого мышления связано с основанием после Второй мировой войны нескольких интернациональных институтов. Так, Международный институт сохранения природы, созданный в 1948 г., опубликовал еще в 1951 г. исследование о состоянии окружающей среды на Земле. Это первая работа в стремлении примирить экономику и экологию. Публикация первого доклада Римскому клубу в 1972 г.  “Пределы роста” вызвало небольшую революцию. Исследователи во главе сДеннисом Медоусом  привлекли внимание общества к безжалостной эксплуатации природных ресурсов, разбазариванию энергии и воды, а также загрязнению окружающей среды. Они призвали к “нулевому росту” в надежде замедлить эту динамику. В том же 1972 г. на конференции ООН  “Человеческая среда обитания”  Барбара Вард и Рене Дюбуа  предложили девиз “Думай глобально, действуй локально”, который получил вскоре широкое распространение. “Фактор четыре” – книгаЭймори и Хантер Ловинсов, написанная в соавторстве с Эрнстом Ульрихом фон Вайцзекером, основателем Вуппертальского Института климата, окружающей среды и энергии –  говорит об увеличении производительности в четыре раза – удвоении богатства и уменьшении в два раза использования ресурсов. В этом докладе Римскому клубу авторы предложили пятьдесят конкретных решений для разных областей экономики, в том числе многие для строительного сектора. Так, например, концепция пассивного дома Вольфганга Фейста лишь одно из предложений этого доклада. “Экологический след” стал термином в публикации двух экономистов – Матиса Вакернагеляиз Швейцарии и канадца Вильяма Риза. Термин доходчиво объяснил такое явление, как потребление человечеством ресурсов биосферы. Они подсчитали, сколько каждый человек использует биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых им ресурсов и поглощения и переработки его отходов.  В глобальном масштабе сейчас мы потребляем возобновляемые ресурсы на 50% быстрее, чем Земля способна их устойчиво воспроизводить. Эти и другие публикации за последние 60 лет заставили изменить свое поведение многих людей в быту и в профессиональной сфере в пользу более экоустойчивого.

Сейчас с трудом можно найти конференцию, событие или печатное издание в области архитектуры или строительства, где экоустойчивое развитие не являлось бы одной из главных тем. Тем не менее, во всем мире существует множество дефиниций и объяснений этого понятия. То, что стало основополагающей ценностью для одних, другим кажется не более чем безответственным “зеленым промыванием мозгов” для продвижения своей продукции. Термин “экоустойчивая архитектура”, также может иметь различные толкования. Он может иметь фокус как на использовании энергии, так и на строительных материалах или на социальных задачах. Некоторые ассоциируют термин с простыми технологиями самостоятельного строительства из дерева, соломы или глины, другие – с применением высоких технологий и наноматериалов. Скорее всего, экоустойчивую архитектуру можно понять как баланс между вновь открытыми биоклиматическими принципами, местными строительными традициями, связанными с контекстом и оригинальными инновациями, снижающими ресурсопотребление. Эту цель возможно достичь при междисциплинарном и интегрированном проектировании, основанном на холистическом подходе (от древне-греческого ὅλος — целый, цельный). В мире после Саммита по окружающей среде 1992 г. в Рио де Жанейро распространилось определение экоустойчивого развития в виде трёхчастной модели, разработанной комиссией ООН еще в 1987 г. Это устойчивые экология, экономика и социальная сфера. Но полноценное развитие эта модель получила только после того, как во время Саммита в Иоханнесбурге в 2002 г. Франция предложила добавить к этому списку культуру, которая действительно является фундаментальным и существенным элементом экоустойчивого развития. Такой подход был закреплен позднее в Женевской хартии ООН 2014 г. об экоустойчивом жилищном хозяйстве.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ИДЕЯ ЗДАНИЯ

Что отличает экоустойчивые здания от рядовых зданий? Обычно приводят следующие аргументы – архитектура тогда экоустойчива, когда в ней есть нечто большее, чем в ординарном здании – специальные конструкции, современное техническое оснащение и энергосберегающие технологии, а также социальная направленность. Но создание лишь технически совершенного здания, которое не сможет удовлетворить высокие требования эстетики, дизайна и социального равноправия, будет всё же недостаточно для именования его экоустойчивым. Архитектура всегда связана с культурной самобытностью общества, она, как говорится – “зеркальный образ общества”. В экоустойчивых зданиях обязательно присутствуют аспекты, которые тесно соединены с этическими ценностями общества. Вдобавок к конструктивному измерению, которое управляется законами физики, архитектура имеет еще нематериальное, культурное и социальное измерение, подвластное другим законам. Идея здания остается жить даже тогда, когда материалы, из которых оно построено, придут в негодность, постепенно выветрятся и необратимо исчезнут. Например, мрамор, из которого были сложены греческие храмы разрушился, но идея храма осталась жить и стала даже обширнее в дальнейшем развитии и трансформации. Образ греческого храма возродился в гуманистических идеалах Ренессанса, а также в классических храмах Просвещения.

Чаще всего здания воспринимаются и разрабатываются, как пространственные объекты, а их существование во времени уходит из поля зрения. Они воспринимаются как статичные структуры (недвижимость), но существуют в этом замороженном, идеальном состоянии только в нашем воображении. В реальности здание подвержено изменениям в разные периоды существования, оно меньше всего является предметом и гораздо более – процессом. Это положение относится не только к дизайну интерьеров и инженерному оснащению. Архитектура постоянно изменяется и ветшает на протяжении всего жизненного цикла в процессе эксплуатации, развития, консервации и вплоть до утилизации. Архитектура – это динамичный процесс и, как таковой, не может быть ни недвижимым, ни статичным.

Только если архитектура способна постоянно впитывать и использовать внешнее влияние, она может избежать непременного и незаметно наступающего упадка. Эта смена парадигмы требует, чтобы архитектура не рассматривалась как проект, заканчивающийся созданием иконного образа вечно нового, незаселенного здания, а шла путем расширения понятия “здание”, включая в него и период эксплуатации, и нужды пользователей. Предпосылкой этому является готовность к анализу здания на всем жизненном цикле – не только на вещественном уровне потока материалов и энергии, но равнозначно на эмоциональном, функциональном и социальном уровнях. На функциональном и социальном уровнях архитектура должна ориентироваться на потребителей, быть удобной в эксплуатации, адаптивной к изменениям в нуждах пользователей или новых собственников, а также иметь потенциал для предполагаемых и внезапных изменений. Эмоциональный уровень означает, что архитектура должна соответствовать месту. Это рождает самобытность и эмоционально трогает людей. Конструкции здания обязаны быть достаточно прочными, чтобы выдержать изменения, а эстетические качества должны превосходить во времени экономическое давление.

Потребление ресурсов может быть уменьшено не только при формировании здания с помощью принципов “зеленого строительства”, но и за счет гибкого использования и эксплуатации пространства. Быстро меняющаяся жизнь и стандарты труда требуют гибкости в архитектуре, которая может адаптироваться и не быть привязанной к одному типу использования или к быстро устаревающим стандартам. Семейный уклад, жизнедеятельность и жизненный ритм за последние 150 лет изменились сильнее, чем за предыдущие 500 лет. К тому же, компьютерные и телекоммуникационные технологии помогли создать новый подход к труду. Соответствие изменениям и гибкость важны как экоустойчивым зданиям, так и стратегии планирования, которая учитывает развитие здания во времени.

За последние 20 лет в дискуссии об экоустойчивости и сохранении энергии в зданиях доминировала тема “Пассивного дома”, особенно в Центральной и Северной Европе. Она понимается как компактная форма: теплоизолирующая оболочка здания с процентным соотношением площади окон к площади пола желательно менее 30% для снижения потерь тепла зимой и предотвращения перегрева летом; высокая степень герметичности в сочетании с автоматизированной вентиляцией и рекуперацией тепла. Этот системный подход был сфокусирован исключительно на снижении теплопотерь, что уменьшало возможности и разнообразие других стратегий. Примерно десять лет назад датская фирма Велюкс стала разрабатывать первые прототипы под названием “Активный дом”, которые сместили акцент для домов с минимальным потреблением энергии – целью стало совершенствование в расположении и ориентации окон, которые одновременно улучшают комфорт в здании за счет оптимальной естественной освещенности и создают здоровый микроклимат. Окна рассматриваются по отношению к их функциям – освещенность, вид из окна и вентиляция. Более того, учитываются расположение и затенение окон при расчете получаемой энергии от солнца. Были построены несколько прототипов для холодного климата (Солтаг, 2009) и для средиземноморского (Аттика, 2006). Успех этих домов дал развитие идее “ModelHome 2020” – шесть проектов в шести Европейских странах, включая Россию (2011), которые смогут доказать, что энергетические требования Европейского Союза об энергоавтономном жилище вполне достижимы без ущерба для внутреннего микроклимата.

Что происходит, когда здания заканчивают жизненный цикл? Как и многие другие продукты, они превращаются в мусор – разнообразные материалы, которые невозможно разделить, определить или рассортировать, они становятся опасными отходами. Только небольшой процент материалов можно переработать, а большая часть теряет ценность или сжигается. Отходы строительной индустрии составляют 60% из общего числа отходов в мире.Архитекторы имеют дело с модульными конструкциями из перерабатываемых повторно материалов уже более ста лет. Такая система сборки из заранее изготовленных компонентов отвечает на актуальные вызовы. Во-первых, потребление сырья и ресурсов снижается за счет переработанных материалов. Во-вторых, перерабатываемые материалы и повторное использование компонентов значительно снижают потребление энергии в производстве здания, так как основные энергетические затраты уходят на добычу и обработку сырья. В-третьих, существенно снижается проблема отходов – мусорные полигоны занимают большие площади ценной земли, и загрязняют окружающую среду (особенно почву и воду).  Тем не менее, все еще не удается рационализировать и индустриализовать архитектуру и строительную промышленность выше уже достигнутого предельного уровня. До сих пор в архитектуре существует не так много модульных конструкций и компонентов, а строительное производство, в основном, осталось неизменным за последние сто лет. Даже теперь большинство зданий строится на месте, вручную и из мелких компонентов – это неразборные, постоянные сооружения без возможности разделения материалов в конце срока жизни. Исключение составляют современные деревянные конструкции. Однако деревянные элементы зданий, которые производятся в оптимальных условиях на защищенных от непогоды заводах, и деревянные здания, монтируемые на стройплощадке за несколько дней, все еще остаются скорее исключением, чем правилом – им не хватает массовости производства. Наиболее развившимся направлением модульной архитектуры стало строительство домов из транспортных контейнеров. В этом сегменте уже строятся энергоавтономные и экологичные здания, а также здания, вырабатывающие избыточную энергию.

 

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Цель экоустойчивой архитектуры не только в том, чтобы отвечать “зеленым” параметрам и стандартам, но и создавать, опираясь на них, самостоятельную архитектурно выразительную форму, тем самым ликвидируя разрыв между двумя независимыми и непримиримыми дискурсами, которые развертываются в архитектурном сообществе последние годы. С одной стороны находится группа, которая поддерживает важность социальной значимости и, как результат, ответственности архитектуры. С другой стороны стоит влиятельная в архитектурных кругах группа, которая подчеркивает только культурную значимость архитектуры как её главную и основополагающую художественную ценность, как “вещь в себе”. По словам известного австрийского архитектораВольфа Д. Прикса: Экоустойчивость не признает эстетику и, поэтому, невозможно создать общую концепцию экоустойчивости и эстетики. Действующей эстетики экоустойчивости не существует”.

Разрешение этого конфликта возможно через холистическое осознание экоустойчивости. Любая попытка построить экоустойчивое здание должна фокусироваться на различных целях: улучшенный проект и сниженное потребление ресурсов должны работать совместно с инновационной архитектурной концепцией и благоприятным местоположением.

Одним из инструментов формирования экоустойчивых зданий и территорий являются национальные системы сертификации. В мире появилось довольно много таких систем в последнее время, каждая из которых преследует определенную цель и предназначена для конкретных пользователей. Национальные системы сертификации фокусируются на определенном аспекте, важным для данной страны. Есть системы, которые во главу угла ставят энергоэффективность (LEED), или экологию (BREEAM), или создание здоровой и долговременной среды жизнедеятельности (DGNB). Для России на первое место выходит вопрос повышения качества строительства и создание комфортной и здоровой внутренней среды. Решению этих задач посвящена система сертификации Союза архитекторов России и НП “Совет по “зеленому” строительству”  –  “Оценка экоустойчивости среды жизнедеятельности САР-СПЗС”. Эта система помогает инвесторам и пользователям видеть и сравнивать прозрачные результаты сертифицированных зданий в форме рейтингового анализа. Система предназначена для оценки законченных зданий, но может применяться и на этапе проектирования. Это дает возможность поставить согласованные всеми участниками строительного процесса цели на самой ранней стадии проектирования, что создает гарантии более высокого уровня выполнения работ как для инвесторов, так и для проектировщиков. В соответствии с системой САР-СПЗС уже спроектирован первый в России экоустойчивый поселок Агой-Парк на побережье Черного моря. Этот проект архитектурной мастерской Remistudio Александра Ремизова стал Лауреатом Смотра-конкурса архитектурных произведений Международного архитектурного фестиваля “Зодчество – 2014” в разделе “Проекты”.

 

“БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ”

В нашем обществе существуют различные модели жизни, основанные на индивидуальных формах поведения и культурных традициях. Однако, можно выделить главный тренд нашего мышления и поведения, пропитанный системой ценностей, в которой обладание имуществом является главным залогом счастья. “Я то – что я имею и потребляю”. В русле рассмотрения реальностей нашего общества, изменение от “Иметь” к “Быть”, сформулированное Эрихом Фроммом пока не стало основным курсом. Социальное признание, статус и благосостояние являются ключевыми целями и общества, и политики. Наше общество потребления сделало нас в первую очередь не гражданами, а потребителями. Потребитель верит в то, что помимо обязательств потреблять он имеет только права. Гражданин же видит себя активным участником в жизни общества. В этой роли он понимает, что имеет и права, и обязанности и ведет себя соответственно. Экоустойчивое развитие может быть достигнуто только с участием всего гражданского общества на основе концепции самоуправления. Готовность потребителей пересмотреть свои сложившиеся стандарты комфорта является одной из наиболее эффективных мер по снижению потребления ресурсов.

Переход к обществу, ориентированному на экоустойчивое развитие, к “бытию” предполагает не изменения характера поведения или культурных традиций, но дальнейшее логическое развитие, переход на новый уровень наших человеческих и социальных потребностей. С точки зрения требований, предъявляемых к зданию, к увеличению эффективности использования энергии и материалов, а также к созданию замкнутого цикла материалов, это изменение имеет самый главный смыл в одном – в достаточности. Другими словами, пристальное рассмотрение сложившихся и традиционных моделей поведения и потребления призывает остановить перерасход ресурсов и энергии, что является этической предпосылкой экоустойчивого развития.